Все началось в 1500 году. Один уважаемый португальский господин, Педру Алвареш Кабрал, появившийся на свет в 1467 году, решил отправиться в Индию. В это увлекательное путешествие с ним убыло 1200 человек. И хотя к началу заморских странствий Педру был уже опытным флотоводцем и зрелым мужчиной, он попал в крайне неприятную историю. Кабрал заблудился! Педру Алвареш Кабрал Сей уважаемый муж отправился из Лиссабона берегом Африки, и, побоявшись штиля, отклонился далеко на запад. 22 апреля 1500 года португальские корабли уткнулись своими носами в сушу. «Что за напасть!» подумал дон Педру, «Это я так никогда до Индии и не доберусь!». Сушу обозвали островом. Как истинные католики, мореплаватели водрузили на возвышенности большой деревянный крест, и назвали сей остров Землей Вера-Круш. К слову сказать, это название не прижилось. Ещё не отплыв исправлять свои географические промашки, дон Педру переименовал береговую полосу в Terra de Santa Cruz. («Землей святого креста»). Первая месса Совершив «на дорожку» мессу и объявив остров португальским, Кабрал убыл. По дороге в Ост – Индию ему пришлось вынести много штормов, во время которых погибла большая часть его экипажа. С остатками флота Кабрал высадился близ Мозамбика, не долго думая, отплыл далее, и все же добрался до далекой, но, тем не менее, желанной Индии. Летом 1502 года Педру Алвареш Кабрал с богатым грузом вернулся домой, в лиссабонскую гавань. Насытившись океанскими путешествиями, господин Кабрал уже больше никуда не плавал и ничего боле не открыл. Умер он в почете и славе в 1526 году. Но что же открыли португальцы? За что мы должны быть им благодарны? Немного мифологии. В древности по-французски словом «браз» обозначали тлеющие угли или золу. Наши предки ценили также дерево, твердое как камень, с красной древесиной, ценное для изготовления красителей, которое имеет настолько яркую окраску, что оно сходно с тлеющим в жаровне углем; дерево назвали «браз»; постепенно название трансформировалось в «бразильское дерево», или пау-бразил. В 14 веке бытовала легенда: где-то далеко, в загадочном Атлантическом океане, лежит остров, богатый такими деревьями. Разумеется, мифический остров окрестили Бразил (Хай-Бразил или О’Бразил). Когда за португальцами хлынули первые поселенцы и торговцы в новые открытые земли, то там они в изобилии обнаружили «бразильское дерево», а по – научному, «цезальпинию». Через пару лет, за открытым островом (а к тому времени, конечно же, не островом) закрепилась названия «Бразилия». Но это не единственная географическая ошибка в нашем рассказе. В 1502 года, когда Кабрал, пожимал лавры успеха, другой португалец, Гонсало Коэльо, решил посмотреть, что же такого интересного открыл его соплеменник. Флот под командованием Коэльо впервые вошел в залив Гуанабара. Его главный рулевой, флорентинец, Америго Веспуччи, решил, что это не бухта, а устье реки. А поскольку на календаре было первое января, он назвал это место Рио-де-Жанейро (Январская река) или попросту «Рио». Карта освоения Бразилии До сих пор историки не могут понять, как Веспуччи, кормчий, проплывший семь морей, знаток космографии, сумел перепутать залив с рекой. Возможно, его смутил открывшейся райский пейзаж, либо виной географической сумятице стала игра слов: на старопортугальском слово «rio» означало и залив тоже. В любом случае, умение Веспуччи придумывать географические названия заслуживает должного уважения. Именно с его легкой руки мы получили выражение «Новый Свет», а свое отважное имя он отдал новооткрытому континенту – «Америка». Что же увидел Веспуччи, сойдя на берег? Дерзко и величественно вздымалась выжженная солнцем скала Пао-ди-Асукар - «Сахарная голова» и бухта Гуанабара раскинулись перед ним живым воплощением представления древних о рае: ослепительный пейзаж, буйство растительности, холмы и горные хребты, пляжи, бухты, острова, песчаные дюны и отмели, мангровые деревья, болота, лагуны и леса, и все это под бескрайним синим небом. Этот край, великолепное творение природы, населяли счастливые, опаленные солнцем и не знавшие запретов морали жители, которые дни на пролет пели и танцевали в ярких лучах солнца, все как один голые, радостно придавались любви в лесах и на песке, спали под луной в гамаках или романтичных соломенных хижинах, окруженные изобилием фруктов, птицы и рыбы, - только протяни руку, всю жизнь ничего не нужно сажать, достаточно срывать и собирать. На краю горного массива Тижука охраняет покой туземцев гора Корковаду, на которой через многие года раскинет руки гигантская статуя Христа. Идиллия жизни казалась сущим раем. Именно в этом раю Бог и создал Рио-де-Жанейро. Ипанема Сейчас же Рио более 500 лет. Не так уж и много по европейским меркам. Но за это неспокойное время город был и Эдемом, о котором мечтали утописты, неудавшейся Антарктической Францией, пристанищем для пиратов и корсаров, рынком сбыта золота и рабов, крупнейшей столицей европейской метрополии и опереточного королевского двора, родиной знаменитого карнавала, и во все времена - городом любви. 320 лет Рио являлся столицей Бразилии, до тех пор, пока в 1960 году не основали в глубине страны новую столицу Бразилиа – города политиков, финансистов и прочих нечистых на руку дельцов. Романтика осталась на берегу океана. Именно индейцы племени тупинамба встретили португальцев на берегу. Индейцы Амазонии Считается, что райская жизнь местных аборигенов сподвигла великие умы Европы на трактаты о естественных правах человека, о возможной гармонии среди особей человеческого рода, ну, и, в конце концов, на девизы французской революции «Свобода, Равенство, Братство». Веспуччи открыл двери в рай, но «застолбить» место он не смог. Уже в 1504 году на берег высадились французские пираты из Нормандии и Бретани. Алчные громилы, долгие месяцы обреченные проводить время в обществе себе подобных в открытом море, временами вынужденные есть даже корабельных крыс, просто ошалели от увиденного. Аборигены поднимались на палубу, гладили прибывших, предлагали фрукты, подарки и даже своих женщин. Кто стал бы просить большего? Ухоженные, длинноволосые, пышногрудые, с упругими бедрами и крепкими, простите меня, попами, уже обнаженные они просто вешались приезжим на шею. Неудивительно, что часть моряков так и не вернулась во Францию. Они предпочли остаться здесь, в тени Сахарной головы, набрав себе столько жен, сколько были в силах удовлетворить, в изобилии зачиная детей, почитаемых за мудрецов местными жителями. Некоторые французы даже последовали примеру дикарей и завели привычку мыться ежедневно. Это была эра французского просвещения по-бразильски. Хотя и не все устраивало пришельцев из «Старого Света» в «Новом». Например, каннибализм. Но, как поеданию себе подобных тупинамба относились по-особенному. Во-первых, ели только военнопленных, и только сильных и смелых, предпочтительно своих давних врагов, с которыми воевали вот уже лет пятьсот – так долго, что это превратилось чуть ли не в своеобразный вид спорта. Во-вторых, ничто не делалось в спешке: у пленного были определенные права и обязанности, которые он должен был выполнить перед смертью. Для начала приговоренный к поеданию становился личным гостям вождя, который селил его в собственную хижину, где его кормили самым лучшим. Он был обязан жениться на самой очаровательной девушки племени, и ему разрешалось провести приличный медовый месяц. Пленник и думать не мог о побеге – он покрыл бы глубочайшим позором свое племя. В день, предназначенный для казни, приглашения рассылались во все соседние деревни, и собиралось множества народу. Гости садились в большой круг, были и песни, и танцы. Пленника вызывали на середину, раскрашивали и давали ему камни и черепки, чтобы он бросал их в своих тюремщиков. Согласно церемонии он должен был яростно их проклинать, призывая месть собратьев. И когда его угрозы достигали апогея, он получал по голове дубинкой, падал с разбитым черепом, и красиво умирал под крики «Браво!» и «Бис!». Ну и далее все шло по рецептуре «Поваренной книги тупинамба». Из-за большого количества собравшихся на обед, каждому гостю мог достаться максимум палец ноги или половина уха. В 1555 году французский адмирал и мальтийский рыцарь, а теперь еще и вице-король Бразилии Никола Дюран Вийгеньон построил крепость в бухте Гуанабара и основал там французскую колонию Антарктическую Францию. Но и португальцы не сидел без дела. В ажиотаже борьбы за первенство португальский король своим указом в 1564 году основал Сидад-де-Сан-Себастиан ду Рио-де-Жанейро, в честь португальского короля Себастьяна I. Да и сам Святой Себастиан по сей день считается покровителем города. И хотя в 1567 году последние французы покинули здешние края, в плоть до середины 18 века они не оставляли попыток вернуть Рио в лоно своей короны. В 1763 году крупнейший портовый город был объявлен столицей вице-королевства Бразилии, поскольку отсюда вице-королю было ближе до новооткрытых месторождений золота и алмазов. Спасаясь бегством от Наполеона, португальский королевский двор во главе с королем Жоао VI прибывает в 1808 году в Рио, где они остаются до 1821 года. Король перенес португальские государственные учреждения, основал королевскую библиотеку, военную академию медицинские и правовые школы. Своим декретом он дал португальским владениям статус объединенного королевства, таким образом, делая Бразилию равной Португалии. В 1821 году король вынужден вернуться в Лиссабон, оставив в Рио своего наследника Педро и наделив его титулом вице-короля регента. При Педру I Бразилия обретает независимость, однако истинный золотой век страны начинается только во второй половине 19 века. В 1888 году отменяется рабство. Озлобленные работорговцы в купе с военными совершают государственный переворот, коих в истории Бразилии будет великое множество. Император лишается власти, провозглашается конец монархическому правлению. «Старый» Рио Смесь европейской крови (португало-французской) с индейской зародила новую жизнь, новую расу. Расу «кариока», - так зовут себя сами жители Рио. Слово « кариока» - индейское, и есть разные версии его происхождения. Самая распространенная из них связана с каменными домами (cari-oca – дом белого человека). Первые дома португальцев в 16 веке были именно такими: белыми и каменными. Кариока это не национальность, это стиль жизни, образ мышления, чувства юмора, дух самого Города. Большое влияние на Рио-де-Жанейро оказала и Африка. Порт Рио был перевалочным пунктом для многих африканцев, ввозимых в Бразилию с Черного континента. Более двух миллионов рабов прибыло в цепях из Гвинеи, Анголы, Конго. Большую часть увезли в глубь страны на кофейные плантации или золотые копи. Но оставшиеся превратили на тот момент Рио в самый большой негритянский город в мире. Среди них выделялись «баианские тетушки» - плеяда толстых, деловитых негритянок. В глазах полиции они были пирожницами, зарабатывали себе на хлеб, продавая в центре города пироги из тапиоки и кокосовые конфеты, одевшись в ослепительные белые одежды и усевшись со своими подносами на высокие табуреты на тротуаре. Баианская тетушка В реальности же они были жрицами африканского культа кандомбле и среди чернокожего населения Рио пользовались огромным авторитетом. Приверженцы африканского культа, тетушки вели подпольный образ жизни. Для собственной зашиты и защиты своих богов идолопоклонники использовали знаменитую капоэйра – боевое искусство, а, скорее всего танец, как и все бразильское - опасный, но такой увлекательный. В недрах африканской культуры зародился еще один танец – самба. Слово «самба» появилось на свет не позднее 1838 года. Оно не имело ничего общего с ритмом, который получит такую популярность значительно позже. Самба – праздник, во время которого тетушки готовили угощения языческим богам, славили их, пели, танцевали, в общем, не давали угаснуть веселью. Танец тетушек носил скромное название - «потереться пупками». Жутко эротичное зрелище, если представить себе, какими аппетитными формами обладали африканские жрицы. Знаменитая тетушка Киата Много странного, а зачастую курьезного пережил Рио за свою историю. В 1904 году в городе разгорелся Вакцинный мятеж. В начале столетия самой большой проблемой Рио были не окраинные фавелы, а центр города – жуткие нищенские поселения, где жители были беззащитны перед болезнями вроде желтой лихорадки, оспы и тифа. Рио всерьез взялся за реконструкцию и улучшение санитарных условий. Мотыги и молоты гремели по городу в течение двух лет, уничтожая тысячи ужасающих лачуг, изгоняя при этом оставшихся без крова людей далеко за город. Крыс отлавливали и убивали на грязных улицах тоннами. Затем за дело принялись строители. И лишь в 1906 году леса наконец убрали. Город возродился новым, современным, «европейским». Рио стал достоин своего природного окружения. За санитаризацию Нового города отвечал Освальду Круж, тридцати двух лет, бывший ученик Луи Пастера. Освальду Круж Пока речь шла только об уничтожении комаров и охоте на крыс, жители поддерживали Освальду Кружа. Но когда он ввел обязательную вакцинацию от оспы, то столкнулся с самым неистовым выражением непонимания – начался бунт, в котором пришедшие в ярость бедняки непостижимым образом вставали на сторону болезни. Начались беспорядки, царившие на улицах семь дней и ночей. Люди валили фонарные столбы, сжигали трамваи, нападали на автомобили санитарной службы, грабили склады, устраивали перестрелку с полицией. Жизнь Кружа была в опасности. В чем же заключался протест? Простые мужчины и женщины видели это так: ненавистная полиция заставляет обнажить руку или ногу, чтобы неизвестно кто (доктора из санитарной службы) сделали им укол, от которого останется шрам, и впрыснул какую-то непонятную жидкость. Многие считали, что таким образом правительство решило убить бедняков и впрыскивало им саму болезнь. Намного позднее люди осознали величие Освальду Кружа, он превратился в национального героя. Созданный им институт (теперь – Институт Фонда Освальду Кружа) обучил не одно поколение специалистов по вопросам здравоохранения и стал известным на весь мир исследовательским центрам. Не менее известен и ученик Кружа - Карлус Шагас. Карлус Шагас и Жук Карлус Шагас родился в 1834 году в Рио, там же окончил медицинский институт, уделяя большое внимание изучению малярии. Работая в Институте Кружа Шагас на два года уезжает в джунгли для борьбы с малярией. Здесь ученый обращает внимание на кровососущего жука, носителя ранее неизвестного простейшего – паразита. Шагас назвал жука в честь своего учителя. Да, и не каждый жук может похвастаться тем, что изображен на национальной валюте! В результате всех своих исследований Шагас единолично полностью описал новонайденную инфекцию (её возбудителя, переносчика, способ заражения, клинические проявления и эпидемиологию), — уникальный случай в истории медицины. Открытие Шагаса получило широкое признание. Он был избран в бразильскую Национальную медицинскую академию, дважды номинирован на Нобелевскую премию по медицине. Другим примером смекалки кариок могут служить банкноты - «перевертыши». Их можно смотреть и верх тормашкам. Кастелу Бранку Сам по себе изображенный господин внимание не заслуживает. Умберту де Аленкар Кастелу Бранку был бразильским политическим и военным деятелем. В 1918 году пошел служить в армию. В 1961 году к власти в Бразилии пришел Жоао Гуларт, который начал вести более независимую политику от США, чем вызвал раздражение у США и армейских кругов. 31 марта 1964 года высший генералитет бразильской армии во главе с Кастелу Бранку учинил военный переворот. Придя к власти, он запретил все партии, включая коммунистическую и распустил Конгресс (парламент). Он отменил проведенные Гулартом реформы о национализации и изменил бразильский флаг. 15 марта 1967 года Кастелу Бранку был свергнут маршалом Артуро да Коста-и-Силвой, а 18 июля 1967 года погиб в авиакатастрофе. Кстати о флаге. Здесь без Рио тоже не обошлось. Первоначально дизайн флага Бразилии с 21 звездочкой утвержден 19 ноября 1889 г .. Число звездочек было увеличено до 22 в 1960г, до 23 - в 1968году и до 27-ми в 1992 г . В центральном круге флага Бразилии изображено небо над Рио-де-Жанейро в 8.30 утра 15 ноября 1889года, в день, когда была провозглашена республика. 27 звезд соответствуют звездам созвездий Девы, Гидры, Скорпиона, Южного Треугольника, Октанта, Южного Креста, Киля Арго, Большого Пса и Малого Пса. Каждая из 26 звезд флага Бразилии представляет один из штатов Федерации, а 27-я федеральный округ. Изогнутая лента с национальным девизом "Порядок и прогресс" олицетворяет экватор. Зеленый и желтый символизируют леса и минеральные ресурсы Бразилии. Конечно же, в своем рассказе мы не смогли охватить все грани жизни Рио-де-Жанейро. Рио не представляет свою жизнь без горячего и искрометного футбола, фееричного карнавала, джазовонеспешной босса-новы, без «Девушки из Ипанемы», и терпкого кофе, и многого, многого другого, что навсегда останется в недрах города, и что будет называться душой Рио-де-Жанейро.
|